pemoyr
New member
Различные предводители сект, политики, маркетологи, мошенники всех мастей, даже наши знакомые имысами— все в некоторой степени используем элементы данной классической схемы.
Данная схема делится напятьэтапов. Если кратко, то вот они:
1) Подводка. Аферист собирает инфу про жертву и формирует свою подставную личность.
2) Затравка. Разводила налаживает доверительные отношения сжертвой ибудоражит вней нужные эмоции.
3) Ловля накрючок. Разводила затягивает жертву всвою игру, делает ей своё выгодное предложение инаправляет еёдействия на свою выгоду.
4) Разбивка. Аферист получает отжертвы выгоду, один раз либо поэтапно.
5) Разрыв. Аферист пропадает и обрывает контакты.
Теперь рассмотрим подробнее эти пункты.
1. Подводка.
Любой опытный разводила начнёт развод с подготовки— ичем сложнее развод, тем лучше надо подготовиться. Основная цель вэтом этапе — подобрать подходящую жертву иузнать пронеё побольше нужной информации. Чем более опытный разводила, тем больше вещей онспособен превратить впригодную для своего дела информацию.
Когда развод простой, то основную часть инфы пронас можно получить по внешности иманере поведения. Видеть поверхностную информацию о человеке умеют представители многих профессий, анедавно этомудаже стали пробовать обучать нейросети. Важную роль тут играют умственные способности и умение выстраивать поимеющимся фактам общую картину личности жертвы.
Наэтапе подводки аферист такжеобычно подготавливает исобственный бэкграунд, чтобы можно было подтвердить свою легенду жертве.
2. Завтравка.
Тут основная задача — затронуть эмоции жертвы, пробудить еёжелания, заставить еёсопереживать исимпатизировать аферисту. Основная цель— установить доверительные отношения. Отуспеха этого пункта зависит успех всей разводки, ичем качественнее затравка и чем больше эмоций у жертвы, тем больший куш можно сорвать. Эмоции гасятразум испособствуют необдуманным поступкам. Тут важную роль играют актёрские таланты, способность чувствовать людей иманипулировать их эмоциями.
Аферист старается выключить у жертвы способность думать рационально исвести сложный процесс принятия решений кпростым, почти инстинктивным эмоциональным порывам. Чтобы сделать это, есть 2 способа: искусно созданная «личина» инарратив (тоесть история), рассказывая которую, афериствовлекает жертву всвою игру.
Мошенники всеми силами пытаются вызвать эмпатию, заставить сопереживать имиихистории:существуют исследования, которые, что эмпатирование вызывает выброс гормона окситоцина, который ощущается как чувство удовлетворенности испокойствия, повышает доверие ксобеседнику иповышает шансы, что мысогласимся ему помочь ибудем охотнее сотрудничать.
3. Ловля накрючок.
Когда мошенник уже дал понять жертве, что ему можно доверять, подготовил эмоциональную почву ивселил веру влучшее, то время переходить к самойафере.
Мошенник раскрывает перед жертвой свою схему. Возможно, напервый взгляд, схема слишком хороша, чтобы быть правдой. Онпредлагает «клиенту» посильное участие вэтой схеме, витоге которого жертву ждёт какой-либо солидный приз.
Альфа- иомега-убеждение
Существует отом, что убеждение бывает 2 видов: альфа иомега. Первое делает акцент напозитивных сторонах продвигаемого продукта. А второе работает наустранение сопротивления исомнений, которые мешают жертве принять продвигаемый продукт.
Одна изпервых разводок сальфа- иомега-убеждением описана вВетхом Завете. Змей, самый хитрый из полевых зверей, убеждая Еву вкусить плодовзапретного древа, первым делом говорит: «Неумрёте!» —пытается развеять еёсомнения. И только потом онговорит, что она иАдам станут подобны Богу, если вкусят яблоко. Также поступают опытные разводилы: наэтапе затравки делают упор наомега-убеждение, чтобы развеять подозрения, апотом приступают кальфа-убеждению, чтобы пробудить алчность или тщеславие.
6 основ убеждения изполиттехнологии
Профессор психологии имаркетинга Роберт Чалдини прославился своими теориями влияния ивыделил 6 основных принципов, накоторых строится процесс убеждения:
- взаимность (тымне, а ятебе);
- последовательность (сегодня тоже, что ранее);
- социальное признание (желание быть принятым вгруппу);
- авторитет (онзнает, очем говорит);
- симпатия (просто нравится);
- дефицит (единственный всвоём роде).
Все или несколько изданных 6 факторов можно легко найти вразводках разных уровней: откарточной игры сшулерами допредвыборной кампании политиков.
Способы убеждения «нога вдверь» и«дверь влицо»
Психологический приём «нога вдверь» был описан психологами Джонатаном Фридманом иСкоттом Фрейзером ещё вдалёком 1966году: если человек исполняет одну (даже мелкою просьбу), товероятность, что онвыполнит другую увеличивается.
Ещё один приём, делающий людей более сговорчивыми, называется «дверь влицо»: люди склонны принимать даже неособо выгодное предложение после того, как они отказались отдругого, ещё менее выгодного. Оба эти приёма имеются варсенале даже мелких попрошаек, которые никогда неупустят шанса попросить очём-то ещё после того, как выдали имнемного денег («нога вдверь»)— или непременно попросят хотябы сигарету, если выуже отказали имвденьгах («дверь влицо»).
Когда жертва «заглатывает наживку»— начинает активно действовать, — аферист уже готов получить прибыль ипропасть. Еслиже афера более сложная имногоступенчатая, тоаферист переходит кследующему подэтапу: подтверждению. Жертве «скармливают» кусочки обещанного вознаграждения: схема работает, всё идёт как ипланировалось. Итогда прикормленной жертве предлагают сыграть по-крупному.
Как скормить жертве мелочь, чтобы ограбить по-крупному
Наэтапе, когда жертва уже заглотила крючок — принесла мошеннику свои деньги, купила унего поддельное произведение искусства и так далее, — аферисты зачастую применяют приём, который называется «подтверждение». Это доказательства того, что всё продолжает идти поплану: жертва получает обещанную выгоду, еёдоверие кмошеннику растёт— иона готова ещё глубже тонуть вафере. Классический пример такого подтверждения— выплаты, которые вкладчики финансовых пирамид получают попервому требованию.
Кроме того, рациональное мышление жертвы подавляется мыслью, что она заслужила это счастье. Сомневаться внадёжности схемы— это значит сомневаться всвоём уме. Неоднократные исследования, что большинство людей считает себя умнее других: они более хорошие водители, более правильные родители и, разумеется, слишком умны, чтобы вестись на развод.
4. Разбивка.
На данномэтапе клиент уже полностью вовлечён всхему разводилы, ему кажется, что всё идёт поплану и онточно получит свою выгоду. Инеожиданно что-то идёт нетак.
Тут мошенник может одним быстрым действием вырвать всю добычу ужертвы, либо решить увеличить свой профит, продолжая постепенно разорять жертву. Вовтором случае его миссия— понять, как далеко онсможет завести клиента и как долго тот будет терпеть неудачу ипродолжать хвататься заподаренную разводилой мечту. Разбивка не обязана быть резкой, часто аферисты делают еёпоэтапно.
Главный враг жертвы наэтапе разбивки— она сама. Когда человек сильно вовлечён всхему, его ум пытается как можно скорее избавиться отпротиворечий итревог.
Когдатакие тревожные сигналы не прекращают поступать, учеловека начинается когнитивный диссонанс: оннеможет одновременно думать, что онвыигрывает ичто его разводят— онстремится куменьшению диссонанса ислёгкостью принимает любой, даже глупый аргумент, который поможет ему определиться.
Когда членам какой-нибудь религиозной секты обещают, что конец света будет 15января, ноэтот наступает иконца света непроисходит, то они всё равно невыходят изсекты инеперестают ждать конца света. Они срадостью узнают отлидера, что бог разрешил импожить ещё немного, потому что они хорошо себя вели, аконец света переносится 5 лет. Это свойство психики называется «подтверждения», когда мысклонны отбрасывать всё, что невписывается врамки желаемой картины мира, ивоспринимать толькото, что поддерживает желаемую картину. Использование искажения— любимый приём такжеиполитиков, которым такие заблуждения помогают переизбираться нановые сроки.
5. Разрыв изаглушка.
Когда разводила обокрал жертву, онбыстро пропадает сосцены (разрыв) иобрывает все связи. Чтобы убедиться, что клиент необратится вполицию (или что работа полиции неприведёт кего поимке), разводила может наложить насвою преступную картину финальные штрихи (заглушка).
Что общего ужертв развода
Многие жертвы наудивление часто неидут вполицию и никомунерассказывают отом, что ихразвели.
Это происходит потому, что никто нехочет иметь репутацию жертвы. Иужтем более никто нехочет признаться, что его неограбили, аразвели, как лоха, который сам согласился насомнительное, особенно если сточки зрения закона, предложение.
В2014 году вруки английских правоохранительных органов попал так называемый— список людей, которые уже были разведены мошенниками. Этот список использовали различные преступные группировки, так как знали простой психологический закон: если человек один раз попался наразвод, то шансы, что онпопадётся ещё раз увеличиваются. Почему это происходит? Во-первых, мысклонны вычёркивать изпамяти эпизоды своих неудач изабывать, как облажались. Аесли ипомним— тосчитаем, что вовсём виноваты обстоятельства ислучайности, ноявно немысами. Во-вторых, тут проявляется ещё одно когнитивное искажение, которое называется «ошибка игрока»: нам кажется, что уж теперь то
Данная схема делится напятьэтапов. Если кратко, то вот они:
1) Подводка. Аферист собирает инфу про жертву и формирует свою подставную личность.
2) Затравка. Разводила налаживает доверительные отношения сжертвой ибудоражит вней нужные эмоции.
3) Ловля накрючок. Разводила затягивает жертву всвою игру, делает ей своё выгодное предложение инаправляет еёдействия на свою выгоду.
4) Разбивка. Аферист получает отжертвы выгоду, один раз либо поэтапно.
5) Разрыв. Аферист пропадает и обрывает контакты.
Теперь рассмотрим подробнее эти пункты.
1. Подводка.
Любой опытный разводила начнёт развод с подготовки— ичем сложнее развод, тем лучше надо подготовиться. Основная цель вэтом этапе — подобрать подходящую жертву иузнать пронеё побольше нужной информации. Чем более опытный разводила, тем больше вещей онспособен превратить впригодную для своего дела информацию.
Когда развод простой, то основную часть инфы пронас можно получить по внешности иманере поведения. Видеть поверхностную информацию о человеке умеют представители многих профессий, анедавно этомудаже стали пробовать обучать нейросети. Важную роль тут играют умственные способности и умение выстраивать поимеющимся фактам общую картину личности жертвы.
Наэтапе подводки аферист такжеобычно подготавливает исобственный бэкграунд, чтобы можно было подтвердить свою легенду жертве.
2. Завтравка.
Тут основная задача — затронуть эмоции жертвы, пробудить еёжелания, заставить еёсопереживать исимпатизировать аферисту. Основная цель— установить доверительные отношения. Отуспеха этого пункта зависит успех всей разводки, ичем качественнее затравка и чем больше эмоций у жертвы, тем больший куш можно сорвать. Эмоции гасятразум испособствуют необдуманным поступкам. Тут важную роль играют актёрские таланты, способность чувствовать людей иманипулировать их эмоциями.
Аферист старается выключить у жертвы способность думать рационально исвести сложный процесс принятия решений кпростым, почти инстинктивным эмоциональным порывам. Чтобы сделать это, есть 2 способа: искусно созданная «личина» инарратив (тоесть история), рассказывая которую, афериствовлекает жертву всвою игру.
Мошенники всеми силами пытаются вызвать эмпатию, заставить сопереживать имиихистории:существуют исследования, которые, что эмпатирование вызывает выброс гормона окситоцина, который ощущается как чувство удовлетворенности испокойствия, повышает доверие ксобеседнику иповышает шансы, что мысогласимся ему помочь ибудем охотнее сотрудничать.
3. Ловля накрючок.
Когда мошенник уже дал понять жертве, что ему можно доверять, подготовил эмоциональную почву ивселил веру влучшее, то время переходить к самойафере.
Мошенник раскрывает перед жертвой свою схему. Возможно, напервый взгляд, схема слишком хороша, чтобы быть правдой. Онпредлагает «клиенту» посильное участие вэтой схеме, витоге которого жертву ждёт какой-либо солидный приз.
Альфа- иомега-убеждение
Существует отом, что убеждение бывает 2 видов: альфа иомега. Первое делает акцент напозитивных сторонах продвигаемого продукта. А второе работает наустранение сопротивления исомнений, которые мешают жертве принять продвигаемый продукт.
Одна изпервых разводок сальфа- иомега-убеждением описана вВетхом Завете. Змей, самый хитрый из полевых зверей, убеждая Еву вкусить плодовзапретного древа, первым делом говорит: «Неумрёте!» —пытается развеять еёсомнения. И только потом онговорит, что она иАдам станут подобны Богу, если вкусят яблоко. Также поступают опытные разводилы: наэтапе затравки делают упор наомега-убеждение, чтобы развеять подозрения, апотом приступают кальфа-убеждению, чтобы пробудить алчность или тщеславие.
6 основ убеждения изполиттехнологии
Профессор психологии имаркетинга Роберт Чалдини прославился своими теориями влияния ивыделил 6 основных принципов, накоторых строится процесс убеждения:
- взаимность (тымне, а ятебе);
- последовательность (сегодня тоже, что ранее);
- социальное признание (желание быть принятым вгруппу);
- авторитет (онзнает, очем говорит);
- симпатия (просто нравится);
- дефицит (единственный всвоём роде).
Все или несколько изданных 6 факторов можно легко найти вразводках разных уровней: откарточной игры сшулерами допредвыборной кампании политиков.
Способы убеждения «нога вдверь» и«дверь влицо»
Психологический приём «нога вдверь» был описан психологами Джонатаном Фридманом иСкоттом Фрейзером ещё вдалёком 1966году: если человек исполняет одну (даже мелкою просьбу), товероятность, что онвыполнит другую увеличивается.
Ещё один приём, делающий людей более сговорчивыми, называется «дверь влицо»: люди склонны принимать даже неособо выгодное предложение после того, как они отказались отдругого, ещё менее выгодного. Оба эти приёма имеются варсенале даже мелких попрошаек, которые никогда неупустят шанса попросить очём-то ещё после того, как выдали имнемного денег («нога вдверь»)— или непременно попросят хотябы сигарету, если выуже отказали имвденьгах («дверь влицо»).
Когда жертва «заглатывает наживку»— начинает активно действовать, — аферист уже готов получить прибыль ипропасть. Еслиже афера более сложная имногоступенчатая, тоаферист переходит кследующему подэтапу: подтверждению. Жертве «скармливают» кусочки обещанного вознаграждения: схема работает, всё идёт как ипланировалось. Итогда прикормленной жертве предлагают сыграть по-крупному.
Как скормить жертве мелочь, чтобы ограбить по-крупному
Наэтапе, когда жертва уже заглотила крючок — принесла мошеннику свои деньги, купила унего поддельное произведение искусства и так далее, — аферисты зачастую применяют приём, который называется «подтверждение». Это доказательства того, что всё продолжает идти поплану: жертва получает обещанную выгоду, еёдоверие кмошеннику растёт— иона готова ещё глубже тонуть вафере. Классический пример такого подтверждения— выплаты, которые вкладчики финансовых пирамид получают попервому требованию.
Кроме того, рациональное мышление жертвы подавляется мыслью, что она заслужила это счастье. Сомневаться внадёжности схемы— это значит сомневаться всвоём уме. Неоднократные исследования, что большинство людей считает себя умнее других: они более хорошие водители, более правильные родители и, разумеется, слишком умны, чтобы вестись на развод.
4. Разбивка.
На данномэтапе клиент уже полностью вовлечён всхему разводилы, ему кажется, что всё идёт поплану и онточно получит свою выгоду. Инеожиданно что-то идёт нетак.
Тут мошенник может одним быстрым действием вырвать всю добычу ужертвы, либо решить увеличить свой профит, продолжая постепенно разорять жертву. Вовтором случае его миссия— понять, как далеко онсможет завести клиента и как долго тот будет терпеть неудачу ипродолжать хвататься заподаренную разводилой мечту. Разбивка не обязана быть резкой, часто аферисты делают еёпоэтапно.
Главный враг жертвы наэтапе разбивки— она сама. Когда человек сильно вовлечён всхему, его ум пытается как можно скорее избавиться отпротиворечий итревог.
Когдатакие тревожные сигналы не прекращают поступать, учеловека начинается когнитивный диссонанс: оннеможет одновременно думать, что онвыигрывает ичто его разводят— онстремится куменьшению диссонанса ислёгкостью принимает любой, даже глупый аргумент, который поможет ему определиться.
Когда членам какой-нибудь религиозной секты обещают, что конец света будет 15января, ноэтот наступает иконца света непроисходит, то они всё равно невыходят изсекты инеперестают ждать конца света. Они срадостью узнают отлидера, что бог разрешил импожить ещё немного, потому что они хорошо себя вели, аконец света переносится 5 лет. Это свойство психики называется «подтверждения», когда мысклонны отбрасывать всё, что невписывается врамки желаемой картины мира, ивоспринимать толькото, что поддерживает желаемую картину. Использование искажения— любимый приём такжеиполитиков, которым такие заблуждения помогают переизбираться нановые сроки.
5. Разрыв изаглушка.
Когда разводила обокрал жертву, онбыстро пропадает сосцены (разрыв) иобрывает все связи. Чтобы убедиться, что клиент необратится вполицию (или что работа полиции неприведёт кего поимке), разводила может наложить насвою преступную картину финальные штрихи (заглушка).
Что общего ужертв развода
Многие жертвы наудивление часто неидут вполицию и никомунерассказывают отом, что ихразвели.
Это происходит потому, что никто нехочет иметь репутацию жертвы. Иужтем более никто нехочет признаться, что его неограбили, аразвели, как лоха, который сам согласился насомнительное, особенно если сточки зрения закона, предложение.
В2014 году вруки английских правоохранительных органов попал так называемый— список людей, которые уже были разведены мошенниками. Этот список использовали различные преступные группировки, так как знали простой психологический закон: если человек один раз попался наразвод, то шансы, что онпопадётся ещё раз увеличиваются. Почему это происходит? Во-первых, мысклонны вычёркивать изпамяти эпизоды своих неудач изабывать, как облажались. Аесли ипомним— тосчитаем, что вовсём виноваты обстоятельства ислучайности, ноявно немысами. Во-вторых, тут проявляется ещё одно когнитивное искажение, которое называется «ошибка игрока»: нам кажется, что уж теперь то